Проблемы русского этнонационального самосознания в последние десятилетия привлекают внимание представителей мировой и отечественной общественной науки, средств массовой информации, государственных и политических деятелей. Всплеск интереса к данному социокультурному феномену особенно проявился в начале ХХ1 века, после атаки террористов на Америку, обострения уровня межнациональной конфликтности в Европе и России.
Аналитическая разработка
проблем русского этнонационального самосознания в социологическом плане
обусловлена, прежде всего, потребностями теории и практики государственного и
социального управления, регулирования
межнациональных отношений в условиях традиционной полиэтничности российского
общества. Исследование национального самосознания, в первую очередь выявление
социокультурного содержания русского национального самосознания, необходимо для
обоснования национальной политики России на федеральном и региональном уровнях.
В
советский период этнонациональное самосознание народов СССР в соответствии с
коммунистической идеологией было трансформировано в интернационалистское
самосознание советского народа как «новой исторической общности людей». Однако
национальная политика КПСС обеспечила полную победу в решении «национального
вопроса» только в рамках административно-командной системы. Как показали первые
же попытки в рамках горбачевской «перестройки и гласности» трансформировать
тоталитарную систему в демократию, победа социалистического интернационализма
оказалась не окончательной. В условиях демократизации политической системы,
плюрализма общественного мнения и формирования «нового мышления», борьба национальных
элит за передел власти привела к развалу СССР и серии межнациональных
конфликтов в России и странах бывшего Советского Союза. Официальная социалистическая
идеология «вечной дружбы и братства народов» оказалась в изменившихся условиях
несостоятельной, поскольку базировалась на государственно-политическом насилии.
Исследование
русского самосознания и менталитета способствует пониманию парадигмы, форм и
методов оптимизации межнационального и меконфессионального общения в России, в
соответствии с которыми формируются транснациональные установки и ценности,
обеспечивается гуманизация межэтнических
отношений, интеграция русско-российской цивилизации и общечеловеческой
культуры.
Основной
задачей национальной политики в современной России является оптимизация
межнациональных отношений на принципах приоритета национально-государственных интересов и
геополитических реалий современного мира, равноправия, преемственности и учета
этнонациональных интересов, обычаев и традиций.
Актуальность
темы исследования обусловлена не только практическими потребностями, но и
теоретико-методологическими. Советская наука в области изучения национальных и
межнациональных отношений сводилась к идеологическому обоснованию
соответствующего направления административно-командной политики.
Марксистско-ленинская теория национальных отношений сводила все разнообразие
этносоциального и социокультурного развития наций к базисным параметрам
социально-экономического развития, требовала безусловного преодоления
стереотипов этнонационального самосознания и наполнения самосознания
многонационального советского народа интернационалистским содержанием.
Абсолютизация в теории наций роли детерминистских технократических факторов и
классово-интернационалистических приоритетов, общественного бытия над общественным
сознанием, по сути, снимала вопрос о необходимости фундаментального изучения
этнокультурных феноменов, в частности и в особенности всегда доминировавшего в
России русского национального самосознания.
1.
Социокультурная типология русского населения
Состояние
межнациональных отношений в России, уровень их гармоничности или конфликтности
в определяющей степени зависит от особенностей сознания и самосознания русской
нации. Какие процессы происходят в общественном сознании в процессе перехода к
рыночной экономике и политической демократии и как они отражаются в массовом
народном сознании?
Центр
социальных исследований Фонда «РОСС-XXI век» под руководством автора данной
статьи в 1995-2007 гг. провел комплекс социологических исследований по
программе «Самосознание российской нации» в регионе «Волга-Урал». Целью
исследований было изучение системы ценностей русского населения, национальной
идентичности, осознания интересов, целей и мотивов жизнедеятельности, социокультурных
стереотипов отношения к широкому спектру факторов общественной жизни.
Важнейшим
ценностным аспектом понимания самосознания является проблема национальной идентичности
и самоидентификации русского населения. Данный вопрос в рамках исследования рссматривался
через эмоционально-психологическую призму: «Как Вы чувствуете свою национальную
принадлежность?» В зависимости от полученных ответов и их корелляций с национальной
принадлежностью были выделены в составе русского населения провинциальной России
следующие типологические социокультурные группы (см. Табл. 1).
1.
«Великороссы», занимают самую этнически ярко выраженную позицию и придерживаются
мнения, что «национальность - непреходящая ценность», «значение национальности
в жизни должно возрастать» и «я горжусь своей национальностью» (данная группа
является самой многочисленной и составляет около половины общего числа русских
респондентов во всех регионах опроса).
2. «Этноцентристы» считают себя русскими и оценивают все явления окружающего мира в масштабе ценностей своей этнической группы, но не придают практической значимости своей национальной принадлежности; они исходят из прогрессистского представления, согласно которому общечеловеческие ценности в перспективе должны заменить этнические ценности, а поэтому «значение национальности в жизни должно уменьшаться» (в данной социокультурной группе около трети русских респондентов).
2.
«Космополиты» занимают этнически отрицательную мировоззренческую позицию,
исходят из приоритета общечеловеческих ценностей, считают, что «национальность
- это ложная ценность, человек - гражданин мира»; более половины из них
заявляют крайнюю позицию: «я не отношу себя к определенной национальности». В
данной группе произошла радикальная трансформация, выразившаяся в массовом
бегстве от свободы и падение от четверти
приверженцев «мирового гражданства» в период «демократических надежд» до
«чертовой дюжины» в современной реальности административно «управляемой
демократии».
Таблица 1. Социокультурные группы в составе русского
населения
|
|
|
|
|
|
Космополиты |
28 |
26 |
25 |
24 |
13 |
Этноцентристы |
29 |
34 |
32 |
29 |
31 |
Великороссы |
43 |
40 |
43 |
44 |
56 |
2.
Социальный состав социокультурных групп
В
социально-профессиональном составе группы «великороссов» преобладают
рабочие, управленцы, научные работники и пенсионеры (с отрывом на 20 - 40% от
средних показателей).
По уровню образования в данной группе
распределение также весьма контрастное: выделяются категория лиц с высшим
гуманитарным образованием (на 16% показатели выше средних), высшим техническим
(превышение на 9%) и незаконченным средним образованием (6%).
Наиболее ярко выражены «великорусские»
ценностные ориентации в возрастных группах 46-60 лет (в два раза выше средних
значений) и более 60 лет (в 2,5 раза выше среднего), а также среди мужчин (на
15-16% больше средних показателей выборки).
Зависимость «великорусской» ориентации
самосознания россиян от материального положения наиболее ожидаема и степень ее
выраженности прямо пропорциональна самооценке уровня жизни: почти три
четверти «великороссов» оценили свое материальное положение как «бедность»,
«ниже черты бедности» и «нищета».
«Космополиты» чаще всего
встречаются среди предпринимателей, студентов и служащих, а также среди безработных,
среди которых почти каждый третий считает национальность ложной ценностью или
не относит себя к определенной национальности.
Среди образовательных групп
относительно более «космополитичны» люди с высшим техническим и средним
образованием.
Две трети «космополитов» - в возрасте
16-30 лет. Среди мужчин и женщин их практически поровну, с незначительным
преобладанием в женской части населения. Возможно, в социалистические времена,
подозрение молодежи, джаза и женщин в не самой ярко выраженной патриотичности
имело под собой какую-то реальную почву?
Свое материальное положение около
половины «граждан мира» оценивают как «среднее» и «выше среднего», что
превышает в 2 раза общий уровень благосостояния.
«Этноцентристы» более равномерно
распределены между социальными и демографическими индикаторами. Относительно
больше их в среде ИТР и специалистов, лиц со средним специальным образованием,
в средней возрастной группе 31-45 лет и среди мужчин. В большинстве
своем данная социокультурная группа осознает себя по уровню потребляемых благ в
границах бедности, что по современным отечественным меркам можно отнести чуть
ли не к среднему общественному классу.
Как показывает социально-групповой анализ распределения ценностных позиций русского населения, различия между выделенными этнокультурными типами «великороссов», «космополитов» и «этноцентристов» по роду занятости, уровню образования, материальному положению и половозрастным параметрам не имеют строго определенных качественных границ. Привнесенный горбачевской перестройкой и ельцинскими реформами политический и мировоззренческий плюрализм стал реальностью национального самосознания, причем не только между людьми, но и в голове почти каждого конкретного человека.
Однако даже в первом приближении нельзя утверждать, что «космополиты» более привержены общечеловеческим ценностям, «великороссы» - общенациональным ценностям, а «этноцентристы» прагматически озабочены своими корпоративными, групповыми ценностями и интересами. В данном социологическом контексте можно говорить лишь о идеологической конкуренции в общественном и индивидуальном сознании различных этнокультурных идейно-мировоззренческих конструкций.
3. Ценность и образ культуры в русском
самосознании
Господствующее в сознании и
самосознании людей представление о культуре безусловно отличается от
научного. Принято считать, что обыденное
сознание выступает как донаучное,
поэтому и нерациональное, невежественное и неистинное. При этом
культурные образцы поведения людей обусловлены научным знанием в гораздо
меньшей степени, чем их собственным мнением и опытом. На подобном логическом
основании представляются вполне правомерными элитарные концепции, разделяющие
нацию на разумную «элиту» и рассудочную «толпу». Однако, всякие попытки
теоретизировать по поводу народного самосознания без опоры на эмпирические
социологические факты уходят в социальную бесконечность, не гарантируя науке
монополии на истину. Наша попытка измерения русского самосознания произведена
сквозь призму вопроса, обращенного к разуму и рассудку одновременно: «С каким
пониманием культуры Вы согласились бы больше всего?»
Варианты ответов на вопрос: «С каким
пониманием культуры Вы согласились бы больше всего?» |
Великороссы |
Космо- политы |
Этноцен-тристы |
Ср. % |
1. Культура
- это духовность, стремление жить в соответствии с идеалами и принципами |
64 |
74 |
60 |
65 |
2. Культура
- это воспитанность, вежливость, хорошие манеры |
60 |
52 |
69 |
61 |
3. Культура
- это знание, образование, эрудиция |
57 |
58 |
51 |
55 |
4. Культура
- это умение работать, профессионализм |
35 |
46 |
30 |
36 |
5. Культура
- это материальное благополучие, комфорт |
7 |
13 |
15 |
12 |
Позиции, занятые социокультурными группами по данным вопросам, показывают, что образ культуры в русском народном самосознании прямо противоположен традиционным для гуманитарной науки определениям, сводящим культуру к цивилизации, к внешним функциональным характеристикам общественной жизни.
Социологической квинтэссенцией научного сознания являются
академические словари. Основа выработки общепринятого определения -
«конвенциональный критерий истины», т.е., согласие научной общественности со
смыслом термина, понятия или категории.
В рамках подобной «конвенции», в социологии под культурой понимают способ
деятельности, объективированный в средствах труда и знаках (См.: Современная
западная социология: Словарь. - М.: Политиздат, 1990.Г., С.147). В философии культурой называют форму
деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия (См.: Современный философский словарь.- М.,
«Панпринт»,
В
народном, «обыденном», сознании культура воспринимается как фундаментальная
мировоззренческая ценность и ассоциируется с миром коллективных представлений,
стержнем которого выступает «духовность, стремление жить в соответствии с
идеалами и принципами». Следует также подчеркнуть, что, во-первых, идеалы и
принципы как в индивидуальном, так и в коллективном сознании не обязательно
являются рационально обоснованными и общечеловеческими, во-вторых, речь идет
именно о «стремлении» соответствовать идеалам и принципам, а не о
недосягаемой для большинства «способности»
жить в соответствии с ними (напр.,
произведенная в одном из социологических опросов замена термина «стремление»
на термин «способность», уменьшила число респондентов, выбравших данный
вариант ответа, более чем наполовину: с 65% до 31%).
В
результате, предельно упрощенно, доминирующий образец культуры в народном самосознании
можно представить следующим образом. Около трети (31%) русских людей отождествляют культуру и
духовность, полагая, что психологически готовы и имеют возможность жить в
соответствии со своими представлениями о духовности, с некими идеалами и
принципами. Каждый третий (34%) также видит культуру сквозь призму
духовности, внутренне стремится к духовности, но признает свою неспособность
или внешнюю невозможность соответствовать своим идеалам и принципам. Остальные
(35%) не связывают свое представление о культуре с духовностью, что означает,
однако, не отрицание ими ценности культуры, а лишь то, что под культурой они
понимают другие ценности (воспитанность, образование, профессионализм и т.д.).
Различия позиций социокультурных групп по данному вопросу, таким образом, обусловлены не степенью их «духовности - бездуховности», а различными образами («образцами», представлениями) культуры в национальном самосознании.
«Космополитическое»
состояние русского самосознания связано с наиболее ярко выраженной психической
установкой на культуру как духовность (74%), содержательно осознаваемую как
ориентация на «хорошее воспитание» (60%), «знание, образование» (57%), «умение
работать, профессионализм» (35%) и «материальное благополучие» (13%).
В самосознании «великороссов» доминирующее представление о
культуре и духовности, как о жизненно важной ценностях, характерно в несколько
меньшей мере по сравнению с «космополитами» (64%). Разница между ними в том,
что из содержательных ценностей культуры «великороссы» ниже оценивают
значимость формальных признаков личной культуры, проявляющейся в
«воспитанности, вежливости, хорошим манерах» (52%), а также почти не связывают
с культурой такое достижение западной цивилизации как «материальное
благополучие и комфорт» (7%).
«Этноцентризм» сохраняет в целом высокий уровень связи представлений о культуре с духовностью (60%), но отличается качественно выраженной ориентацией именно на внешние признаки цивилизованности и культурности («воспитанность и манеры» - 69%), а также самыми низкими мотивационными познавательными и трудовыми установками на «знание, образование» (51%) и на «умение работать» (30%), в сочетании с максимальной материальной озабоченностью (15%) по сравнению с другими социокультурными типами.
Таким образом, образ культуры в народном самосознании, по сравнению с научным представлением о культуре, крайне психологизирован и индивидуализирован, наполнен личностно значимым содержанием. Это проявляется в перевернутой пирамиде (иерархии) ценностей культуры, когда трудовые ценности перемещаются почти на последнее место, а на первое ставятся какие-то слабо контролируемые общественными институтами «идеалы и принципы». Подобную структуру ценностей можно было бы оценить как антисоциальную, корпоративную и индивидуалистическую, если бы значимость «материального благополучия и комфорта» не была поставлена в ней на последнее место и данная структура не была бы характерна для социологического большинства, т.е., для народа.
4. Смысложизненные ценности в русском
самосознании
Как
содержательно выглядит невидимая миру и вечно загадочная русская «душа-духовность»?
Что представляют собой индивидуализированные, присвоенные личностью, но
социальные по своему происхождению и природе «идеалы и принципы»? Если цель,
смысл и счастье человека не в конечном результате жизни, а в процессе, в
жизненном пути, то как оценивается этот процесс и жизненный путь народным
самосознанием в лице представителей наших социокультурных типологических
групп?
Попытка
получить социологический ответ на смысложизненные
вопросы современной повседневности представлена в следующей таблице.
Варианты ответов на вопрос: «Какой путь
к истине (смыслу) жизни Вы избрали
?» (возможен выбор 1-2 ответов) |
Велико- россы |
Космопо- литы - |
Этноцен- тристы |
Ср. % |
1. Духовный путь, освещаемый верой в Бога и бессмертие души |
9 |
8 |
15 |
11 |
2. Философский путь, опирающийся на постоянное осмысление себя и мира, на науку
и творчество |
14 |
25 |
24 |
21 |
3. Путь социального действия на благо общества |
18 |
12 |
13 |
14 |
4. Путь праведного труда, заботы о близких, исполнения человеческого
долга |
62 |
51 |
52 |
54 |
5. Нужно следовать не умозрительным принципам, а жить в настоящем |
36 |
47 |
28 |
38 |
Иерархию
смысложизненных ценностей в русском национальном самосознании венчает идея
«праведного труда, заботы о ближнем, исполнения человеческого долга». О чем еще
может мечтать власть, имея такой народ? Очевидно, только о том же, о чем
мечтает народ - о достойной себя власти.
В
этой связи можно сделать социально-профессиональный срез и привести иерархию
смысложизненных ценностей представленной в исследовании группы управленцев и
госслужащих, олицетворяющих власть. «Путь праведного труда» в данной группе
выбрали 61% (на 7% больше, чем «народ»), а к установке с нигилистическим
смысловым содержанием на «жизнь в настоящем» положительно отнеслись лишь 28%
представителей власти (на 10% меньше, чем представителей «народа»).
В данном смысле можно смело утверждать, что русскому народу повезло со своими управленцами (властью), которые на несколько даже лучше, «праведнее» его. Из других социально-профессиональных групп наибольшее желание встать на «путь праведного труда» выразили предприниматели (72%) и пенсионеры (74%). ИТР и специалисты (33%), а также, почему-то, домохозяйки (36%).Прохладнее всего отнеслись к этому самому простому, но и самому «жертвенному» жизненному пути студенты (20%),
«Этноцентристы» более других готовы на жертвы ради
прекрасного будущего (лишь каждый третий из них предпочитает «жить настоящим»
в ущерб «умозрительным принципам»). Поэтому они, очевидно, чаще выбирают самые
тернистые пути к смысложизненной истине - «философский путь» (24%) и «духовный
путь» (15%).
«Великороссы» среди социокультурных типов замечательны не
только максимальной склонностью к праведному труду (62%), но и самым высоким
потенциалом социальной активности на благо общества (18%). В то же время они
подобно «космополитам», придают мало значения в своей жизни религиозной духовности
(9%), впрочем, как и «философской» (14%).
«Космополиты» в контексте смысложизненных ценностей - самая
контрастная группа. Лишь 8% из них готовы довериться Богу, не более 12% избирают
«путь социального действия на благо общества». Но при этом каждый 4-й выбирает
«философский путь к истине жизни» и почти каждый 2-й не желает следовать
«умозрительным принципам» (47%). Что касается формальной противоположности этой
последней, по сути антимировоззренческой, позиции, с заявленным прежде почти
тремя четвертями «космополитов» «стремлением жить в соответствии с идеалами и
принципами» (см. табл. 2), то с содержательной точки зрения две стороны данного
противоречия здесь лишь иллюстрируют друг друга, подчеркивая взаимную «принципиальность».
В этом смысле осознанная установка на отказ от «умозрительных» принципов почти
тождественна цивилизационной трактовке жизненного принципа «здесь и сейчас».
4. Ценность патриотизма в русском самосознании
Консолидация
русских людей в нацию, русское национальное единство даже на уровне самоидентификации,
этнического самоопределения - проблема открытая и вряд ли доступная решению в
традиционной постановке. Это особенно рельефно проявляется в понимании
патриотизма, который является естественной этнонациональной, государственной и
общечеловеческой ценностью. Тест на геном патриотизма был задан вопросом «Что
значит, по Вашему мнению, быть патриотом» (табл. 4).
Таблица 4. Русские представления о патриотизме (%)
Варианты
ответов на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом» (выбор 3-4 ответов) |
Космо-политы |
Велико-россы |
Этноцен-тристы |
Ср. % |
1. Быть
преданным краю, где
родился и вырос |
48 |
39 |
51 |
44 |
2. Быть
преданным тому краю, в котором сейчас живешь |
52 |
31 |
48 |
34 |
3. Быть
преданным русскому народу |
35 |
61 |
50 |
48 |
4. Быть
преданным российской нации |
12 |
29 |
23 |
25 |
5. Быть
преданным российскому государству |
43 |
34 |
47 |
38 |
6. Быть
преданным советскому народу (желать его воссоздания) |
19 |
20 |
12 |
17 |
7.
Патриотизм - это ложное сознание, важно быть человеком |
51 |
11 |
23 |
34 |
Как
видно из таблицы, мозаика русского народного патриотизма весьма причудлива. К
этнопатриотизму склоняются почти две трети «великороссов», половина
«этноцентристов» и более трети «космополитов». При этом, если поставить
проблему в плане национально-гражданской идентификации, сторонников российского
национально-государственного патриотизма среди русских по всем
социокультурным группам в два раза меньше, чем приверженцев русского национального
патриотизма.
Неожиданным
оказалось соотношение в группе патриотов-государственников, среди которых
оказалось больше «космополитов» и «этноцентристов», чем «великороссов». Данный
парадокс можно объяснить тем, что «великороссы» не мыслят свой национальный
интерес вне российской государственности и рассматривают ее сквозь призму
«преданности русскому народу», как естественное следствие данной
этнопатриотической ценности. А русские народные «космополиты», в свою очередь,
космополитами являются лишь в принципе, на уровне очень условной и абстрактной
установки, характеризующей скорее стремление личности к освобождению
(уклонению) от национальных и государственных ограничений, чем сознательную
политическую мондиалистскую позицию, предполагающую создание мирового
правительства и сверхнациональную власть мировой интеллектуальной и финансовой
элиты.
«Космополитизм»
в массовом сознании - отражение одной из тех вечных человеческих ценностей, на
которые первоначально с энтузиазмом откликнулся советский народ в период горбачевской
«перестройки и гласности». Для идеологии «мирового гражданства» характерно видение
всего мира в качестве общего дома и отечества людей-землян. В этом плане космополитизм
как мироощущение полностью соответствует законам интеграции, глобализации и
интернационализации современного мира. Совсем другое дело космополитизм как
либеральная государственная политика, направленная на внедрение
общечеловеческих ценностей с отрывом от национальных интересов страны. Число
сторонников подобной политики, ориентированной на западную модель рыночной
экономики, среди русских «космополитов» не превышает 20%.
Здесь нужно учитывать, что национальное самосознание является ядром национального сознания не только на эмоционально-чувственном, но и на рациональном уровне, поскольку самосознание непосредственно определяет национальный характер и поведение личности, систему эмоционально-оценочных отношений и рационально-ценностных представлений во внутриэтнических и межэтнических взаимодействиях, а также во взаимодействии личности с государством. В этом плане показательно то, что значительная часть «космополитов» продемонстрировала национально-государственное самосознание, отметив свою приверженность одновременно русскому народу и российскому государству. Очевидно, космополитическая ориентация «общечеловеков» и прогрессистская установка «этноцентристов» вовсе не отрицает любовь к отечеству в лице нации и государства, а имеет лишь своеобразную форму. Какую? Некоторые ответы на этот вопрос отчасти позволяют получить представленные в следующей таблице позиции русского населения (См. Табл.5).
Таблица 5. О русской национальной идентичности
Варианты
ответов на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом» (выбор 3-4 ответов) |
Космо-политы |
Велико-россы |
Этноцен-тристы |
Ср. % |
1. Считать
себя русским |
42 |
51 |
56 |
52 |
2. Считать
себя православны |
12 |
29 |
20 |
19 |
3.
Сознательно трудиться на благо России |
36 |
37 |
54 |
38 |
4.
Связывать свою судьбу с благом России, честно исполнять долг |
40 |
41 |
50 |
43 |
5. Быть
носителем русской культуры, чтить ее традиции |
66 |
62 |
63 |
63 |
6. Быть
русским по родителям (матери или отцу) |
25 |
29 |
32 |
30 |
7.
Национальная принадлежность ни к чему не обязывает |
21 |
13 |
8 |
19 |
Среди политико-идеологических разновидностей патриотизма наибольший потенциал имеет этнопатриотизм. Однако «космополиты», как и другие социокультурные группы, вкладывают в это понятие скорее культурно-исторический смысл, чем «принцип крови» и кровнородственной преемственности. Чтобы считать себя русским патриотом и испытывать по этому поводу гордость или горечь и досаду, каждый находит вполне достаточные основания. Даже среди тех, кто признает патриотизм ложным сознанием, каждый десятый (11%) относит себя к «великороссам», а почти половина из «антипатриотов» (46%) считают, что национальная принадлежность морально-психологически вполне определенно к чему-то обязывает, например, к тому, чтобы транслировать и чтить русскую культуру, связывать свою судьбу с благом Родины и т.д.
Социологическая служба
Фонда "РОСС-ХХI век" проводит экспертно-аналитические, политологические,
социокультурные и маркетинговые исследования в Саратовской области и регионе
"Волга-Урал" с 1990 года. Центр имеет сеть интервьюеров, программное
обеспечение и квалифицированных аналитиков, ведущих весь комплекс исследования
от разработки проекта и сбора информации до ее обработки, аналитического
обобщения и прогнозирования.
·
Общественное
сознание и национальное самосознание, сравнительное исследование
российского, европейского и американского менталитета
·
Правосознание,
общественная мораль и социальная аномия в ХХI веке
·
Проектирование
методологии социокультурной мобилизации городских сообществ
·
Социокультурная
типология православной, исламской и западной идентификации
·
Анализ
и прогноз социально-политических, этноконфессиональных и трудовых конфликтов
·
Условия
развития и информационное обеспечение малого и среднего бизнеса
·
Региональная
концепция стратегии модернизации и национальной безопасности
·
Стратегия
рекламно-информационной работы учреждения, предприятия, банка
·
Имидж
организации и лидера среди населения, эффективность PR
·
Проведение
экспертных советов и опросов по проблемам региональной политики,
административного и социального управления, законотворчества и исполнения
законов
·
Анализ
и прогноз политического поведения населения в регионе
·
Динамика
приоритетных жизненных проблем и мировоззренческих позиций населения
·
Социальный
и психоаналитический портрет групп населения в зависимости от уровня
благосостояния, пола, возраста, образования, рода деятельности и статусных
позиций
·
Выявление
приоритетов и методов информационно-идеологической работы; эффективных
каналов и методов
аналитического обеспечения политических кампаний
·
Экспертиза
и институализация общественных инициатив и социокультурных проектов
·
Формирование
творческих коллективов для разработки и реализации гуманитарных,
социально-психологических проектов и программ
·
Разработка
ЦКП развития предприятия / организации методом проблемно-деловых игр
·
Целевая
подготовка кадров с использованием методики системного и игрового моделирования
·
Измерение
емкости потребительского рынка и спроса на товары и услуги
·
Прогнозирование
динамики рынка товаров и услуг
·
Исследование
дефицитарных рыночных ниш
·
Выявление
потребительских оптимальных ценовых диапазонов на товары и услуги
·
Исследование
конкурентов (представленность, известность, сфера специализации, потребляемость
товаров/услуг, рейтинги и пр.)
·
Анализ
восприятия потребителями товарного бренда (товара, услуги, новинки)
·
Разработка
и тестирование новых брендов (названий товаров, фирм, проектов, акций и пр.)
·
Отслеживание
эффективности рекламной кампании, рекламных акций
·
Независимый
потребительский аудит и ретейл-аудит учреждений торговли и обслуживания
ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА "РОСС-ХХI ВЕК" С ОРГАНИЗАЦИЯМИ
·
Разработка
исследовательского проекта и инструментария
·
Проведение
полевых исследований, сбор первичной информации
·
Первичная
и аналитическая обработка данных, прогнозирование
·
Постпроектное
и комплексное обслуживание фирмы, проекта, разработка маркетинговой политики
·
Разработка
фирменного стиля и регламента
·
Абонентское
обслуживание, маркетинговый консалтинг и сопровождение процесса формирования
маркетинговой службы
Директор Фонда "РОСС-ХХI век"
САНАТИН Владимир Петрович, тел. 8-927-621-4792,
(8452) 658-740
Руководитель PR-службы "РОСС-ХХI век" ВАРЮХИН Владимир Васильевич, тел. (8452) 951-271
РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
«РОСС-ХХI ВЕК»:
·
НИР
и мониторинг по программе "Самосознание российской нации"
·
Социальный
портрет государственного и муниципального служащего
·
Имидж
политических организаций в период федеральных и региональных
политических кампаний с 1990 по 2007 гг
·
Имидж
депутата городского, областного и федерального уровней
·
Мониторинг
электорального поведения, идейно-политических позиций и
мировоззренческих ориентаций
населения региона
· Имидж
органов власти и учреждений юстиции в общественном мнении
·
Потенциал
благотворительности в регионе
·
Этнонациональные
и политические конфликты в регионе "Волга-Урал"
·
Религиозные
процессы и специфика межнациональных отношений в области
·
Информационное
пространство региона, имидж газет и телеканалов, социальный портрет потребителя
СМИ
·
Условия
функционирования малого и среднего бизнеса в регионе по проекту
«Административные барьеры» для Торгово-промышленной палаты области
·
Маркетинговое исследование “Стратегия развития
сотовой связи в области”
·
Маркетинговое
исследование линии мужской одежды “Том Тэйлор”
·
Маркетинговые
исследования по банковским и страховым услугам.
ОСНОВНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ И
КЛИЕНТЫ ФОНДА «РОСС-ХХI ВЕК» В ПЕРИОД ЕГО РАБОТЫ:
·
Государственные и муниципальные органы власти: Губернатор
и Правительство Саратовской области, администрация г. Саратова, Информационно-аналитический
отдел Главного территориального управления Администрации Президента РФ,
депутаты областной и городской Думы,
·
Депутаты Госдумы РФ: Шостаковский В.Н., Яковенко И.А., Лысенко В.Н.,
Сулакшин С.С., Крашенинников П.В., Володин В.В.
·
Общественно-политические организации: Саратовский земский союз, Союз ЖСК г.Саратова,
"Яблоко", ПЛП, "Отечество", РДПЦ, "Родина",
"Единая Россия"
·
СМИ:
"Саратовские вести", "Заря молодежи", "Саратов»,
"Земское обозрение", "АиФ в Саратове", "Богатей",
"Новые времена в Саратове", "Славянский мир",
"Навигатор", "Радио - С", ИВК "Солнечный".
·
Областные организации и учреждения: Саратовская губернская
Торгово-промышленная палата, Саратовская областная регистрационная палата,
Совет безопасности области, Министерство печати и информации
области,
ОАО "Роспечать", Поволжская академия
государственной службы,
Страховая кампания "АВЕ", АКБ
"Экспресс-Волга", ГУП
"Сартехинвентаризация".
- структура, особенности, интересы и проблемы региона;
- областные, городские и районные СМИ;
- исполнительная и представительная власть, статусные фигуры
влияния
- рейтинг эффективности работы и популярности руководителей
и политиков в регионе
- ассоциации предприятий, организаций, предпринимательские
структуры в регионе
-
политические, общественные, национальные и религиозные организации, профсоюзы
- банк данных экспертов и лидеров общественного
мнения в системе государственных и муниципальных учреждений, политических, общественных и предпринимательских кругах, СМИ,
руководстве предприятий и организаций
Директор Фонда «РОСС-ХХI
век» САНАТИН Владимир Петрович, тел.
8-927-621-4792,
(8452) 658-740