Санатин Владимир Петрович,
доцент кафедры социологии Саратовского государственного технического университета,
директор Фонда «РОСС-ХХ1 век»

 

ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ

Проблемы русского этнонационального самосознания в последние десятилетия привлекают внимание представителей мировой и отечественной общественной науки, средств массовой информации, государственных и политических деятелей. Всплеск интереса к данному социокультурному феномену особенно проявился в начале ХХ1 века, после атаки террористов на Америку, обострения уровня межнациональной конфликтности в Европе и России. 

Аналитическая разработка проблем русского этнонационального самосознания в социологическом плане обусловлена, прежде всего, потребностями теории и практики государственного и социального управления,  регулирования межнациональных отношений в условиях традиционной полиэтничности российского общества. Исследование национального самосознания, в первую очередь выявление социокультурного содержания русского национального самосознания, необходимо для обоснования национальной политики России на федеральном и региональном уровнях.

В советский период этнонациональное самосознание народов СССР в соответствии с коммунистической идеологией было трансформировано в интернационалистское самосознание советского народа как «новой исторической общности людей». Однако национальная политика КПСС обеспечила полную победу в решении «национального вопроса» только в рамках административно-командной системы. Как показали первые же попытки в рамках горбачевской «перестройки и гласности» трансформировать тоталитарную систему в демократию, победа социалистического интернационализма оказалась не окончательной. В условиях демократизации политической системы, плюрализма общественного мнения и формирования «нового мышления», борьба национальных элит за передел власти привела к развалу СССР и серии межнациональных конфликтов в России и странах бывшего Советского Союза. Официальная социалистическая идеология «вечной дружбы и братства народов» оказалась в изменившихся условиях несостоятельной, поскольку базировалась на государственно-политическом насилии.

Исследование русского самосознания и менталитета способствует пониманию парадигмы, форм и методов оптимизации межнационального и меконфессионального общения в России, в соответствии с которыми формируются транснациональные установки и ценности, обеспечивается гуманизация  межэтнических отношений, интеграция русско-российской цивилизации и общечеловеческой культуры.

Основной задачей национальной политики в современной России является оптимизация межнациональных отношений на принципах приоритета  национально-государственных интересов и геополитических реалий современного мира, равноправия, преемственности и учета этнонациональных интересов, обычаев и традиций.

Актуальность темы исследования обусловлена не только практическими потребностями, но и теоретико-методологическими. Советская наука в области изучения национальных и межнациональных отношений сводилась к идеологическому обоснованию соответствующего направления административно-командной политики. Марксистско-ленинская теория национальных отношений сводила все разнообразие этносоциального и социокультурного развития наций к базисным параметрам социально-экономического развития, требовала безусловного преодоления стереотипов этнонационального самосознания и наполнения самосознания многонационального советского народа интернационалистским содержанием. Абсолютизация в теории наций роли детерминистских технократических факторов и классово-интернационалистических приоритетов, общественного бытия над общественным сознанием, по сути, снимала вопрос о необходимости фундаментального изучения этнокультурных феноменов, в частности и в особенности всегда доминировавшего в России русского национального самосознания.

 

1. Социокультурная типология русского населения

Состояние межнациональных отношений в России, уровень их гармоничности или конфликтности в определяющей степени зависит от особенностей сознания и самосознания русской нации. Какие процессы происходят в общественном сознании в процессе перехода к рыночной экономике и политической демократии и как они отражаются в массовом народном созна­нии?

Центр социальных исследований Фонда «РОСС-XXI век» под руководством автора данной статьи в 1995-2007 гг. провел комплекс социологических исследований по программе «Самосознание российской нации» в регионе «Волга-Урал». Це­лью исследований было изучение системы ценностей русского на­селения, национальной идентичности, осознания интересов, целей и мотивов жизнедеятельности, социокультурных стереотипов отношения к широкому спектру факторов общест­венной жизни.

Важнейшим ценностным аспектом понимания самосознания является проблема национальной идентичности и самоидентификации русского населения. Данный вопрос в рамках ис­следования рссматривался через эмоционально-психологическую призму: «Как Вы чувствуете свою нацио­нальную принадлежность?» В зависимости от полученных ответов и их корелляций с национальной принадлежностью были выделены в составе русского населения провинциальной России следующие типологические социокультурные группы (см. Табл. 1).                          

1. «Великороссы», занимают самую этнически ярко выраженную позицию и придержива­ются мнения, что «национальность - непреходящая ценность», «значение национальности в жизни должно возрастать» и «я горжусь своей национальностью» (данная группа является самой много­численной и составляет около половины общего числа русских респондентов во всех регионах опроса).

2. «Этноцентристы» считают себя русскими и оценивают все явления окружающего мира в масштабе ценностей своей этнической группы, но не придают практической значимости своей национальной принадлежности; они исходят из прогрессистского представления, согласно кото­рому общечеловеческие ценности в перспективе должны заменить этнические ценности, а поэтому «значение национальности в жизни должно уменьшаться»  (в данной социокультурной группе около трети русских респондентов).

2. «Космополиты» занимают этнически отрицательную мировоззренческую позицию, исходят из приоритета общечеловеческих ценностей, считают, что «национальность - это ложная ценность, человек - гражданин мира»; более половины из них заявляют крайнюю позицию: «я не отношу себя к определенной национальности». В данной группе произошла радикальная трансформация, выразившаяся в массовом бегстве от свободы  и падение от четверти приверженцев «мирового гражданства» в период «демократических надежд» до «чертовой дюжины» в современной реальности административно «управляемой демократии».

 

    Таблица 1. Социокультурные группы в составе русского населения

 

1995 г.

1997 г.

1998 г.

2000 г.

2007 г.

Космополиты

28

26

25

24

13

Этноцентристы

29

34

32

29

31

Великороссы

43

40

43

44

56

 


2. Социальный состав социокультурных групп

В социально-профессиональном составе группы «великороссов» преобладают рабочие, управленцы, научные работники и пенсионеры (с отрывом на 20 - 40% от средних по­казателей).

        По уровню образования в данной группе распределение также весьма контрастное: выделяются категория лиц с высшим гуманитарным образованием (на 16% показатели выше средних), высшим техническим (превышение на 9%) и незаконченным средним образованием (6%).

        Наиболее ярко выражены «великорусские» ценностные ориентации в возрастных группах 46-60 лет (в два раза выше средних значений) и более 60 лет (в 2,5 раза выше среднего), а также среди мужчин (на 15-16% больше средних показателей выборки).     

        Зависимость «великорусской» ориентации самосознания россиян от материального положения наиболее ожидаема и степень ее выраженности прямо пропорциональна самооценке уровня жизни: почти три четверти «велико­россов» оценили свое материальное положение как «бедность», «ниже черты бедности» и «нище­та».

        «Космополиты» чаще всего встречаются среди предпринимателей, студентов и служащих, а также среди безработных, среди которых почти каждый третий считает национальность ложной ценностью или не относит себя к определенной национальности.

        Среди образовательных групп относительно более «космополитичны» люди с высшим техническим и средним образованием. 

        Две трети «космополитов» - в возрасте 16-30 лет. Среди мужчин и женщин их практически поровну, с незначительным преобладанием в женской части населения. Возможно, в социалистические времена, подозрение молодежи, джаза и женщин в не самой ярко выраженной патриотичности имело под собой какую-то реальную почву? 

        Свое материальное положение около половины «гра­ждан мира» оценивают как «среднее» и «выше среднего», что превышает в 2 раза общий уровень благосостояния.

        «Этноцентристы» более равномерно распределены между социальными и демографически­ми индикаторами. Относительно больше их в среде ИТР и специалистов, лиц со средним специ­альным образованием, в средней возрастной группе 31-45 лет и среди мужчин. В большинстве своем данная социокультурная группа осознает себя по уровню потребляемых благ в границах бедности, что по современным отечественным меркам можно отнести чуть ли не к среднему обще­ственному классу.

Как показывает социально-групповой анализ распределения ценностных позиций русского населения, различия между выделенными этнокультурными типами «великороссов», «космополи­тов» и «этноцентристов» по роду занятости, уровню образования, материальному положению и половозрастным параметрам не имеют строго определенных качественных границ. Привнесенный горбачевской перестройкой и ельцинскими реформами политический и мировоззренческий плю­рализм стал реальностью национального самосознания, причем не только между людьми, но и в голове почти каждого конкретного человека.           

Однако даже в первом приближении нельзя утверждать, что «космополиты» более привержены общечеловеческим ценностям, «великороссы» - общенациональным ценностям, а «этноцентристы» прагматически озабочены своими корпоративными, групповыми ценностями и интересами. В данном социологическом контексте можно говорить лишь о идеологической конкуренции в общественном и индивидуальном созна­нии различных этнокультурных идейно-мировоззренческих конструкций.

 


       3. Ценность и образ культуры в русском самосознании

Господствующее в сознании и самосознании людей представление о культуре безусловно отличается от научного.  Принято считать, что обыденное сознание выступает как донаучное,  поэтому и нерациональное, невежественное и неистинное. При этом культурные образцы поведения людей обусловлены научным знанием в гораздо меньшей степени, чем их собственным мнением и опытом. На подобном логическом основании представляются вполне правомерными элитарные концепции, разделяющие нацию на разумную «элиту» и рассудочную «толпу». Однако, всякие попытки теоретизировать по поводу народного самосознания без опоры на эмпирические социо­логические факты уходят в социальную бесконечность, не гарантируя науке монополии на истину. Наша попытка измерения русского самосознания произведена сквозь призму вопроса, обра­щенного к разуму и рассудку одновременно: «С каким пониманием культуры Вы согласились бы больше всего?»

 

Таблица 2. Образ культуры в русском самосознании

Варианты ответов на вопрос:

«С каким пониманием культуры Вы согласились бы больше всего?»

Велико­россы

Космо-

по­литы

Этноцен-тристы

Ср.

%

1. Культура - это духовность, стремление жить в соответствии с идеалами и принципами

 

64

 

74

 

60

 

65

 

2. Культура - это воспитанность, вежливость, хорошие манеры

60

 

52

 

69

 

61

 

3. Культура - это знание, образование, эрудиция

57

 

58

 

51

 

55

 

4. Культура - это умение работать, профессионализм

35

46

30

36

5. Культура - это материальное благополучие, комфорт

 

7

 

13

 

15

 

12

 

  

Позиции, занятые социокультурными группами по данным вопросам, показывают, что образ культуры в русском народном самосознании прямо противоположен традиционным для гумани­тарной науки определениям, сводящим культуру к цивилизации, к внешним функциональным ха­рактеристикам общественной жизни.

Социологической квинтэссенцией научного сознания явля­ются академические словари. Основа выработки общепринятого определения - «конвенциональ­ный критерий истины», т.е., согласие научной обще­ственности со смыслом термина, понятия или категории.  В рамках подобной «конвенции», в социологии под культурой понимают способ деятельности, объективированный в средствах труда и знаках (См.: Современная западная социология: Сло­варь. - М.: Политиздат, 1990.Г., С.147).  В философии культурой называют форму деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия  (См.: Современный философский словарь.- М., «Панпринт», 1998 г., С. 433).  В эстетике культура - ступень развития общества и че­ловека, опредмеченная в результатах деятельности, в создаваемой людьми «второй природе» (Эс­тетика: Словарь.- М.: Политиздат, 1989. г., С. 167).

В народном, «обыденном», сознании культура воспринимается как фундаментальная мировоззренческая ценность и ассоциируется с миром коллективных представлений, стержнем которого выступает «духовность, стремление жить в соответствии с идеалами и принципами». Следует также подчеркнуть, что, во-первых, идеалы и принципы как в индивидуальном, так и в коллективном сознании не обязательно являются рационально обоснованными и общечеловече­скими, во-вторых, речь идет именно о «стремлении» соответствовать идеалам и принципам, а не о недосягаемой для большинства  «способности» жить в соответствии с ними  (напр., произведенная в одном из социо­логических опросов замена термина «стремление» на термин «способность», уменьшила число респонден­тов, выбравших данный вариант ответа, более чем наполовину: с 65% до 31%).

В результате, предельно упрощенно, доминирующий образец культуры в народном само­сознании можно представить следующим образом. Около трети (31%)  русских людей отождеств­ляют культуру и духовность, полагая, что психологически готовы и имеют возможность жить в соответствии со своими представлениями о духовности, с некими идеалами и принципами. Каж­дый третий (34%) также видит культуру сквозь призму духовности, внутренне стремится к духовности, но признает свою неспособность или внешнюю невозможность соответствовать своим идеалам и принципам. Остальные (35%) не связывают свое представление о культуре с духовно­стью, что означает, однако, не отрицание ими ценности культуры, а лишь то, что под культурой они понимают другие ценности (воспитанность, образование, профессионализм и т.д.).

Различия позиций социокультурных групп по данному вопросу, таким образом, обусловле­ны не степенью их «духовности - бездуховности»,  а различными образами («образцами», представлени­ями) культуры в национальном самосознании.

«Космополитическое» состояние русского самосознания связано с наиболее ярко выра­женной психической установкой на культуру как духовность (74%), содержательно осознаваемую как ориентация на «хорошее воспитание» (60%), «знание, образование» (57%), «умение работать, профессионализм» (35%) и «материальное благополучие» (13%).

В самосознании «великороссов» доминирующее представление о культуре и духовности, как о жизненно важной ценностях, характерно в несколько меньшей мере по сравнению с «космо­политами» (64%). Разница между ними в том, что из содержательных ценностей культуры «великороссы» ниже оценивают значимость формальных признаков личной культуры, проявляющейся в «воспитанности, вежливости, хорошим манерах» (52%), а также почти не связывают с культурой такое достижение западной цивилизации как «материальное благополучие и комфорт» (7%).

«Этноцентризм» сохраняет в целом высокий уровень связи представлений о культуре с духовностью (60%), но отличается качественно выраженной ориентацией именно на внешние признаки цивилизованности и культурности («воспитанность и манеры» - 69%), а также самыми низкими мотивационными познавательными и трудовыми установками на «знание, образование» (51%) и на «умение работать» (30%), в сочетании с максимальной материальной озабоченностью (15%) по сравнению с другими социокультурными типами.

Таким образом, образ культуры в народном самосознании, по сравнению с научным пред­ставлением о культуре, крайне психологизирован и индивидуализирован, наполнен личностно значимым содержанием. Это проявляется в пере­вернутой пирамиде (иерархии) ценностей культуры, когда трудовые ценности перемещаются поч­ти на последнее место, а на первое ставятся какие-то слабо контролируемые общественными ин­ститутами «идеалы и принципы». Подобную структуру ценностей можно было бы оценить как антисоциальную, корпоративную и индивидуалистическую, если бы значимость «материального благополучия и комфорта» не была поставлена в ней на последнее место и данная структура не была бы характерна для социологического большинства, т.е., для народа.

 

      4. Смысложизненные ценности в русском самосознании

Как содержательно выглядит невидимая миру и вечно загадочная русская «душа-духовность»? Что представляют собой индивидуализированные, присвоенные личностью, но социальные по своему происхождению и природе «идеалы и принципы»? Если цель, смысл и счастье человека не в ко­нечном результате жизни, а в процессе, в жизненном пути, то как оценивается этот процесс и жиз­ненный путь народным самосознанием в лице представителей наших социокультурных типологических групп? 

Попытка получить социологический ответ на  смысложизненные вопросы современной повседневности представлена в следующей таблице.

 

Таблица 3. Русские представления о пути к истине и смыслу жизни

Варианты ответов на вопрос:                    «Какой путь к истине (смыслу) жизни Вы избрали ?» (возможен выбор 1-2 ответов)

Велико-

россы

 

Космопо-

литы -

 

Этноцен-

тристы

 

Ср.

%

 

1. Духовный путь, освещаемый верой в Бога и бессмертие души

9

 

8

 

15

 

11

 

2. Философский путь, опирающийся на постоянное осмысление себя и мира, на науку и творчество

 

14

 

25

 

24

 

21

3. Путь социального действия на благо общества

 

18

 

12

 

13

 

14

 

4. Путь праведного труда, заботы о близких, исполнения человеческого долга

 

62

 

51

 

52

 

54

 

5. Нужно следовать не умозрительным принципам, а жить в настоящем

36

47

28

38

 

Иерархию смысложизненных ценностей в русском национальном самосознании венчает идея «праведного труда, заботы о ближнем, исполнения человеческого долга». О чем еще может мечтать власть, имея такой народ? Очевидно, только о том же, о чем мечтает народ - о достойной себя власти.

В этой связи можно сделать социально-профессиональный срез и привести иерархию смысложизненных ценностей представленной в исследовании группы управленцев и госслужащих, олицетворяющих власть. «Путь праведного труда» в данной группе выбрали 61% (на 7% больше, чем «народ»), а к установ­ке с нигилистическим смысловым содержанием на «жизнь в настоящем» по­ложительно отнеслись лишь 28% представителей власти (на 10% меньше, чем представителей «народа»).

         В данном смысле можно смело утверждать, что русскому народу повезло со своими управ­ленцами (властью), которые на несколько даже лучше, «праведнее» его. Из других социально-профессиональных групп наибольшее желание встать на «путь праведного труда» выра­зили предприниматели (72%) и пенсионеры (74%). ИТР и специалисты (33%), а также, почему-то, домохозяйки (36%).Прохладнее всего отнеслись к этому самому простому, но и самому «жертвенному» жизненному пути студенты (20%),

«Этноцентристы» более других готовы на жертвы ради прекрасного будущего (лишь каж­дый третий из них предпочитает «жить настоящим» в ущерб «умозрительным принципам»). По­этому они, очевидно, чаще выбирают самые тернистые пути к смысложизненной истине - «фило­софский путь» (24%) и «духовный путь» (15%).

«Великороссы» среди социокультурных типов замечательны не только максимальной склонностью к праведному труду (62%), но и самым высоким потенциалом социальной активно­сти на благо общества (18%). В то же время они подобно «космополитам», придают мало значения в своей жизни религиозной духовности (9%), впрочем, как и «философской» (14%).

«Космополиты» в контексте смысложизненных ценностей - самая контрастная группа. Лишь 8% из них готовы довериться Богу, не более 12% избирают «путь социального действия на благо общества». Но при этом каждый 4-й выбирает «философский путь к истине жизни» и почти каждый 2-й не желает следовать «умозрительным принципам» (47%). Что касается формальной противоположности этой последней, по сути антимировоззренческой, позиции, с заявленным прежде почти тремя четвертями «космополитов» «стремлением жить в соответствии с идеалами и принципами» (см. табл. 2), то с содержательной точки зрения две стороны данного противоречия здесь лишь иллюстрируют друг друга, подчеркивая взаимную «принципиальность». В этом смысле осознанная установка на отказ от «умозрительных» принципов почти тождественна цивилизационной трактовке жизненного принципа «здесь и сейчас».

4. Ценность патриотизма в русском самосознании

Консолидация русских людей в нацию, русское национальное единство даже на уровне са­моидентификации, этнического самоопределения - проблема открытая и вряд ли доступная реше­нию в традиционной постановке. Это особенно рельефно проявляется в понимании патриотизма, который является естественной этнонациональной, государственной и общечеловеческой ценно­стью. Тест на геном патриотизма был задан вопросом «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом» (табл. 4).

 

Таблица 4. Русские представления о патриотизме (%)

Варианты ответов на вопрос:

«Что значит, по Вашему мнению, быть пат­риотом» (выбор 3-4 ответов)

Космо-политы

Велико-россы

Этноцен-тристы

Ср.

%

1. Быть преданным краю, где                  родился и вырос

48

39

51

44

2. Быть преданным тому краю, в ко­тором сейчас живешь

52

31

48

34

3. Быть преданным русскому народу

35

61

50

48

4. Быть преданным российской нации

12

29

23

25

5. Быть преданным российскому государству

43

34

47

38

6. Быть преданным советскому народу (желать его воссоздания)

19

20

12

17

7. Патриотизм - это ложное сознание, важно быть человеком

51

11

23

34

 

Как видно из таблицы, мозаика русского народного патриотизма весьма причудлива. К этнопатриотизму склоняются почти две трети «великороссов», половина «этноцентристов» и более трети «космополитов». При этом, если поставить проблему в плане национально-гражданской идентификации, сторонников российского национально-государственного патриотизма среди русских по всем социокультурным группам в два раза меньше, чем приверженцев русского нацио­нального патриотизма.

Неожиданным оказалось соотношение в группе патриотов-государственников, среди которых оказалось больше «космополитов» и «этноцентристов», чем «великороссов». Данный пара­докс можно объяснить тем, что «великороссы» не мыслят свой национальный интерес вне россий­ской государственности и рассматривают ее сквозь призму «преданности русскому народу», как естественное следствие данной этнопатриотической ценности. А русские народные «космополи­ты», в свою очередь, космополитами являются лишь в принципе, на уровне очень условной и аб­страктной установки, характеризующей скорее стремление личности к освобождению (уклонению) от нацио­нальных и государственных ограничений, чем сознательную политическую мондиалистскую по­зицию, предполагающую создание мирового правительства и сверхнациональную власть мировой интеллектуальной и финансовой элиты.

«Космополитизм» в массовом сознании - отражение одной из тех вечных человеческих ценностей, на которые первоначально с энтузиазмом откликнулся советский народ в период гор­бачевской «перестройки и гласности». Для идеологии «мирового гражданства» характерно виде­ние всего мира в качестве общего дома и отечества людей-землян. В этом плане космополитизм как мироощущение полностью соответствует законам интеграции, глобализации и интернациона­лизации современного мира. Совсем другое дело космополитизм как либеральная государственная политика, направленная на внедрение общечеловеческих ценностей с отрывом от национальных интересов страны. Число сторонников подобной политики, ориентированной на западную модель рыночной экономики, среди русских «космополитов» не превышает 20%.

Здесь нужно учитывать, что национальное самосознание является ядром национального соз­нания не только на эмоционально-чувственном, но и на рациональном уровне, поскольку само­сознание непосредственно определяет национальный характер и поведение личности, систему эмоционально-оценочных отношений и рационально-ценностных представлений во внутриэтнических и межэтнических взаимодействиях, а также во взаимодействии личности с государством. В этом плане показательно то, что значительная часть «космополитов» продемонстрировала на­ционально-государственное самосознание, отметив свою приверженность одновременно русскому народу и российскому государству. Очевидно, космополитическая ориентация «общечеловеков» и прогрессистская установка «этноцентристов» вовсе не отрицает любовь к отечеству в лице нации и государства, а имеет лишь своеобразную форму. Какую? Некоторые ответы на этот вопрос отчасти позволяют получить представленные в следующей таблице позиции русского населения (См. Табл.5).  

 

Таблица 5. О русской национальной идентичности

Варианты ответов на вопрос:

«Что значит, по Вашему мнению, быть пат­риотом» (выбор 3-4 ответов)

Космо-политы

Велико-россы

Этноцен-тристы

Ср.

%

1. Считать себя русским

42

51

56

52

2. Считать себя православны

12

29

20

19

3. Сознательно трудиться на благо России

36

37

54

38

4. Связывать свою судьбу с благом России, честно исполнять долг

40

41

50

43

5. Быть носителем русской культуры, чтить ее традиции

66

62

63

63

6. Быть русским по родителям                  (матери или отцу)

25

29

32

30

7. Национальная принадлежность ни к чему не обязывает

21

13

8

19

 

        Среди политико-идеологических разновидностей патриотизма наибольший потенциал име­ет этнопатриотизм. Однако «космополиты», как и другие социокультурные группы, вкладывают в это понятие скорее культурно-исторический смысл, чем «принцип крови» и кровнородственной преемственности. Чтобы считать себя русским патриотом и испытывать по этому поводу гордость или горечь и досаду, каждый находит вполне достаточные основания. Даже среди тех, кто признает пат­риотизм ложным сознанием, каждый десятый (11%) относит себя к «великороссам», а почти поло­вина из «антипатриотов» (46%) считают, что национальная принадлежность морально-психологически вполне определенно к чему-то обязывает, например, к тому, чтобы транслировать и чтить русскую культуру, связывать свою судьбу с благом Родины и т.д.


ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОНДА "РОСС-ХХI ВЕК"

410600, г. Саратов, ул. Немецкая, 18;  тел. (8452) 65-87-40, 8-927-621-47-92, 8-903-384-84-14

 

Социологическая служба Фонда "РОСС-ХХI век" проводит экспертно-аналитические, политологические, социокультурные и маркетинговые исследования в Саратовской области и регионе "Волга-Урал" с 1990 года. Центр имеет сеть интервьюеров, программное обеспечение и квалифицированных аналитиков, ведущих весь комплекс исследования от разработки проекта и сбора информации до ее обработки, аналитического обобщения и прогнозирования.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ И ТЕМЫ НИР "РОСС-ХХI ВЕК"

·        Общественное сознание и национальное самосознание, сравнительное исследование 

      российского, европейского и американского менталитета

·        Правосознание, общественная мораль и социальная аномия в ХХI веке

·        Проектирование методологии социокультурной мобилизации городских сообществ

·        Социокультурная типология православной, исламской и западной идентификации

·        Анализ и прогноз социально-политических, этноконфессиональных и трудовых конфликтов

·        Условия развития и информационное обеспечение малого и среднего бизнеса

·        Региональная концепция стратегии модернизации и национальной безопасности

·        Стратегия рекламно-информационной работы учреждения, предприятия, банка

·        Имидж организации и лидера среди населения, эффективность PR 

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ "РОСС-ХХI ВЕК"

·      Проведение экспертных советов и опросов по проблемам региональной политики, административного и социального управления, законотворчества и исполнения законов

·      Анализ и прогноз политического поведения населения в регионе

·      Динамика приоритетных жизненных проблем и мировоззренческих позиций населения

·      Социальный и психоаналитический портрет групп населения в зависимости от уровня благосостояния, пола, возраста, образования, рода деятельности и статусных позиций

·      Выявление приоритетов и методов информационно-идеологической работы; эффективных

     каналов и методов аналитического обеспечения политических кампаний

·      Экспертиза и институализация общественных инициатив и социокультурных проектов

·      Формирование творческих коллективов для разработки и реализации гуманитарных, социально-психологических проектов и программ

·      Разработка ЦКП развития предприятия / организации методом проблемно-деловых игр

·      Целевая подготовка кадров с использованием методики системного и игрового моделирования

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ "РОСС-ХХI ВЕК"

·      Измерение емкости потребительского рынка и спроса на товары и услуги

·      Прогнозирование динамики рынка товаров и услуг

·      Исследование дефицитарных рыночных ниш

·      Выявление потребительских оптимальных ценовых диапазонов на товары и услуги

·      Исследование конкурентов (представленность, известность, сфера специализации, потребляемость товаров/услуг, рейтинги и пр.)

·      Анализ восприятия потребителями товарного бренда (товара, услуги, новинки)

·      Разработка и тестирование новых брендов (названий товаров, фирм, проектов, акций и пр.)

·      Отслеживание эффективности рекламной кампании, рекламных акций

·      Независимый потребительский аудит и ретейл-аудит учреждений торговли и обслуживания

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА "РОСС-ХХI ВЕК" С ОРГАНИЗАЦИЯМИ

·        Разработка исследовательского проекта и инструментария

·        Проведение полевых исследований, сбор первичной информации

·        Первичная и аналитическая обработка данных, прогнозирование

·        Постпроектное и комплексное обслуживание фирмы, проекта, разработка маркетинговой политики

·        Разработка фирменного стиля и регламента

·        Абонентское обслуживание, маркетинговый консалтинг и сопровождение процесса формирования маркетинговой службы

 

Директор Фонда "РОСС-ХХI век"  САНАТИН Владимир Петрович, тел. 8-927-621-4792, (8452) 658-740

Руководитель PR-службы "РОСС-ХХI век" ВАРЮХИН Владимир Васильевич,  тел. (8452) 951-271


ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОНДА "РОСС-ХХI ВЕК"

                 410600, г. Саратов, ул. Немецкая, 18;  тел. 8-927-621-4792;  (8452) 65-87-40, 95-12-71 

 

      РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ «РОСС-ХХI ВЕК»:

·      НИР и мониторинг по программе "Самосознание российской нации"

·      Социальный портрет государственного и муниципального служащего

·      Имидж политических организаций в период федеральных и региональных

политических кампаний с 1990 по 2007 гг

·      Имидж депутата городского, областного и федерального уровней

·      Мониторинг электорального поведения, идейно-политических позиций и

мировоззренческих ориентаций населения региона

·      Имидж органов власти и учреждений юстиции в общественном мнении

·      Потенциал благотворительности в регионе

·      Этнонациональные и политические конфликты в регионе "Волга-Урал"

·      Религиозные процессы и специфика межнациональных отношений в области

·      Информационное пространство региона, имидж газет и телеканалов, социальный портрет потребителя СМИ

·      Условия функционирования малого и среднего бизнеса в регионе по проекту «Административные барьеры» для Торгово-промышленной палаты области

·      Маркетинговое исследование “Стратегия развития сотовой связи в области”

·      Маркетинговое исследование линии мужской одежды “Том Тэйлор”

·      Маркетинговые исследования по банковским и страховым услугам.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ И КЛИЕНТЫ ФОНДА «РОСС-ХХI ВЕК» В ПЕРИОД ЕГО РАБОТЫ:

·      Государственные и муниципальные органы власти: Губернатор и Правительство Саратовской области, администрация г. Саратова, Информационно-аналитический отдел Главного территориального управления Администрации Президента РФ, депутаты областной и городской Думы,

·      Депутаты Госдумы РФ: Шостаковский В.Н., Яковенко И.А., Лысенко В.Н.,

Сулакшин С.С., Крашенинников П.В., Володин В.В.

·      Общественно-политические организации: Саратовский земский союз, Союз ЖСК г.Саратова, "Яблоко", ПЛП, "Отечество", РДПЦ, "Родина", "Единая Россия"

·      СМИ: "Саратовские вести", "Заря молодежи", "Саратов», "Земское обозрение", "АиФ в Саратове", "Богатей", "Новые времена в Саратове", "Славянский мир", "Навигатор", "Радио - С", ИВК "Солнечный".

·      Областные организации и учреждения: Саратовская губернская Торгово-промышленная палата, Саратовская областная регистрационная палата,

Совет безопасности области, Министерство печати и информации области,

ОАО "Роспечать", Поволжская академия государственной службы,

Страховая кампания "АВЕ", АКБ "Экспресс-Волга", ГУП "Сартехинвентаризация".

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА И БАНК СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

- структура, особенности, интересы и проблемы региона;

- областные, городские и районные СМИ;

- исполнительная и представительная власть, статусные фигуры влияния

- рейтинг эффективности работы и популярности руководителей и политиков в регионе

- ассоциации предприятий, организаций, предпринимательские структуры в регионе

- политические, общественные, национальные и религиозные организации, профсоюзы

- банк данных экспертов и лидеров общественного мнения в системе государственных и муниципальных учреждений, политических, общественных и предпринимательских кругах, СМИ, руководстве предприятий и организаций

 

Директор Фонда «РОСС-ХХI век»  САНАТИН Владимир Петрович, тел. 8-927-621-4792, (8452) 658-740

 

Hosted by uCoz